Костромской
Государственный
Драматический
имени А.Н.Островского
Кострома – старинный купеческий город. И судьба распорядилась таким образом, что именно в Костроме в купеческой семье суждено было в 1729 году родиться основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову. Погруженные в торговлю купцы были хранителями древнейших устоев русской жизни, потому не жалели заработанных денег на такое искусство, как театр. В нём можно было облегчить душу, и себя показать, и на других посмотреть. А в маленьком провинциальном городе особенно! Вот и стала Кострома купеческая театральным городом. Театры устраивались в усадьбах и в зажиточных домах. В качестве актеров по большей части выступали крепостные, но были люди и свободных сословий.

Первое документированное упоминание о существовании театра в Костроме относится к 1808 году. Одна из известных сценических площадок располагалась на территории нынешней первой городской больницы. Именно на сцене костромского театра, выехав из Москвы во время трагических событий войны 1812 года, играли артисты императорского театра. Другая, более знаменитая театральная сцена находилась на Нижней Дебре. К сожалению, сегодня от здания бывшего театра ничего не сохранилось, кроме некоторых свидетельств, из коих мы узнаем, что со стороны улицы это была сплошная стена в один этаж, а чтобы оказаться в зрительном зале, нужно было сначала спуститься вниз на несколько метров, потом подняться. Зато со стороны двора театр выходил прямо на Волгу.

Конечно, костромским театралам хотелось иметь специальное театральное здание, которое на их пожертвования и было возведено в 1863 году на Павловской улице. Это было одноэтажное здание с крупным мезонином, в завершении которого находился крупный фронтон, внешне похожий на сегмент круга. В средней части фасада располагался четырехколонный крытый проход. Богатство коринфского ордера колонн завершало облик центрального входа в театр. А по бокам крыльца-подъезды в виде полуротонд с колоннами.

В театральный сезон 1899/1900 года Д.А. Золотаревым-Бельским было проведено некоторое переустройство театра: на месте лож бенуара продолжил партер, кроме боковых проходов, оставил средний, пять лож верхнего яруса против сцены переделал в отдельные «нумерованные» места. Однако уже в декабре 1900 года загорелся вестибюль театра. Пожар удалось потушить, но пол в фойе пришлось разбирать.

Трагические события октябрьского переворота 1917 года не могли не сказаться на жизни костромского театра. В книге «Костромской драматический» (Ярославль, 1984) сообщается: «Сразу же после Великой октябрьской социалистической революции закладываются идейные основы советского театра. Он был призван и учрежден в качестве общественно-просветительского и воспитательного института, принципиально отличного от старого буржуазного театра». Столичных актеров в приказном порядке отправляли играть по городам и весям страны. Так, в городском театре Костромы в начале лета 1918 года состоялись гастроли Московского Художественного театра. В этом же году для создания рабочих драматических студий в Кострому был прислан А.Д. Попов. Студия располагалась в здании бывшей читальни имени А.Н. Островского, где сегодня находится кукольный театр.

В 1923 году происходит важное событие в жизни костромского театра: по решению Наркомпроса театру присваивается имя Александра Николаевича Островского.

Свои коррективы в историю театра внесла Великая отечественная война 19141 – 1945 годов. В начале войны было принято решение закрыть театр. Однако труппа и не согласилась, найдя поддержку в партийном руководстве. Когда приехали проверяющие из Ярославля, то были немало удивлены и возмущены фактом существования и работы «закрытого» театра. Труппа в течение нескольких дней показывала спектакли при переполненном зале. Спектакли произвели хорошее впечатление на «ревизоров», и театру в Костроме разрешили быть.

По инициативе актеров была сформирована бригада Костромского театра им. А.Н. Островского. Возглавил бригаду художник М. Пирогов, художественное руководство осуществлял П.В. Брянский. 28 июля 1943 года в количестве 15 человек бригада выехала на фронт. В репертуаре был единственный «большой» спектакль (и конечно, актеры не могли обойтись без Островского) «Правда – хорошо, а счастье лучше» в постановке Б. Седого. Помимо спектакля, актеры подготовили концертную программу, включавшую одноактные пьесы и театрализованный конферанс, написанный специально для костромской бригады Виктором Розовым, будущим известным драматургом.

В 1944 году по непонятным причинам отмечалось столетие театра, которое тем не менее прошло пышно и торжественно. В этом же году городской драматический театр получил статус областного.

Пятидесятые годы ХХ века были связаны с творческой деятельностью главного режиссера театра В.И. Иванова, буквально влюбленного в драматургию Островского. Увлеченность режиссером Островским сказалась на репертуаре, в котором пьесы великого русского драматурга занимали первое место. С Островским связано режиссерское кредо Иванова: реализм театра Островского, обогащенный мыслями и идеями сегодняшнего дня, великолепная школа для актеров, развития их таланта в процессе постижения всех психологических нюансов художественных образов.

В 1957 – 1958 годы здание театра реконструируется. Старый театр обстраивается с трех сторон, на главном фасаде полностью меняется декоративное убранство, надстраивается фронтон. Автор проекта А. Федоров в определенной мере стремился вернуть театру его первоначальный облик. Внутренняя отделка относится в основном в пятидесятым годам. Фойе оформлено по проекту архитектора И. Шевелева, лепные детали выполнены Л. и П. Пименовыми (Костромская реставрационная мастерская). Плафон зрительного зала расписан художниками Н. Шуваловым и В. Муравьевым.

Среди значимых событий шестидесятых годов прошлого века следует отметить открытие рядом с театром бюста А.Н. Островского (скульптор Н.Е. Саркисов). Этот бюст был изготовлен скульптором специально для Щелыкова на личные средства внучек драматурга М.М. Шателен и М.А. Островской. В 1956 году бюст Островского был установлен в Щелыкове, а в 1967 году перевезен в Кострому, где органично вписался в пространство аллеи.

В сезон 1968/1969 года главным режиссером становится П.И. Слюсарев, и начинается вторая (первая, думается, все-таки связана с В.И. Ивановым) эпоха в советской истории костромского театра. Слюсарев проработал в должности главного режиссера костромского театра восемь лет, вполне оправданно получив звание Заслуженного деятеля искусство РСФСР. Стремясь создать более подвижную, динамичную труппу, новый главный режиссер пригласил в театр молодежь, сохранив при этом «стариков». Слюсарева нельзя назвать ровным режиссером, ему были ведомы и неудачи, и радости творческих побед. Но в любом случае он был человеком творческим и притягивал к себе людей творческих. При активном участии Слюсарева в 1973 году (это был год 150-летия со дня рождения драматурга) была выдвинута идея раз в пять лет проводить «Дни Островского в Костроме». Уже нет в живых Петра Ивановича Слюсарева, а «Дни Островского в Костроме» живут.

В 1983 году Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В истории костромского драматического театра сезон 1987/1988 года оказался знаменательным. Главным режиссером стал Юрий Федорович Зайцев, человек талантливый, интересно и оригинально мыслящий. С Зайцевым в театр приехала целая команда: художник Юрий Евмешкин, сценограф Игорь Шумилов, художник по костюмам Жанна Ништа. Никогда еще в театре не было стольких художников, которые бы трудились над воплощением замысла режиссера. Зайцев поставил два блестящих спектакля – по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» и по пьесе Ф. Дюрренматта «Геркулес и Авгиевы конюшни». Спектакли были зрелищными, подчеркнуто театральными.

В сезон 1993/1994 года главным режиссером театра стал Петр Федорович Маслов. Как личность Маслов был глубоким, умным, образованным человеком. Он был фанатично предан искусству театра, готов был репетировать с утра до вечера, требовал от актеров неукоснительного выполнения поставленных перед ними задач. Но, к сожалению, для Петра Федоровича Маслова первый сезон в костромском театре оказался последним.

Два театральных сезона – 1997/1998 и 1998/1999 – главным режиссером театра был А.М. Цодиков. Он стремился к созданию психологического театра, и одной из удач на этом пути стал спектакль по пьесе Островского «Последняя жертва», где последней жертвой оказалась, по словам режиссера, мораль.

В 1998 году комитет международной программы «Партнерство ради прогресса» отметил костромской драматический театр имени А.Н. Островского «Золотой пальмой».

В 1999 году Костромской драматический театр имени А.Н. Островского получил статус государственного.

После ухода А.М. Цодикова театром руководили его директор С.Б. Дубов, затем народный артист РФ Э.Д. Очагавия. А с сезона 2003/2004 по 2006/2007 годов главным режиссером был С.А. Морозов. Костромской театр во главе с новым главным режиссером стремился заявить о себе, принимая участие в фестивальных программах России и за рубежом. Так, в 2003 году театр стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Постефремовское пространство». В 2004 году на Всероссийском литературно-театральном фестивале «Хрустальная роза» лауреатом стал режиссер-постановщик спектакля по пьесе Островского «Горячее сердце» С.А. Морозов.

С сезона 2007/2008 возглавил театр Сергей Юрьевич Кузьмич. Поставленные им спектакли участвовали в фестивалях Москвы, Ярославля, Владимира. А спектакль «Гамлет» был отправлен на соучастие в театральном фестивале «Золотая маска».

Вот и подошло к концу мое повествование о двух столетиях истории костромского театра. Мне верится, что у театра есть будущее и связано оно с двумя талантливыми, творчески интересными людьми – Сергеем Кузьмичем, главным режиссером театра, и Еленой Сафоновой, главным художником и режиссером.

Историко-культурологический очерк подготовила Ирина Едошина, доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета, специально для Костромского государственного драматического театра им. А. Н. Островского.
Подписаться на рассылку