Столкновение двух плутов обернулось крахом. Новый спектакль Игоря Коняева «Двенадцать стульев» о поиске бриллиантов двумя авантюристами Остапом Бендером – Дмитрий Рябов - и Кисой Воробьяниновым – Александр Кирпичёв - поставлен, на первый взгляд, концертно с долей шоувизации. Множество персонажей, с молниеносной скоростью перевоплощающиеся и сменяющие друг друга, поют, танцуют, выпивают, ссорятся, мирятся – в общем, живут и делают это остро комедийно. Два автора романа Илья Ильф – Тимур Бакиров - и Евгений Петров – Александр Соколов - направляют действие, держат рисунок спектакля и пишут свою историю на глазах впечатлённых зрителей. Однако с появлением на сцене главных персонажей-авантюристов, вокруг которых закручивается сюжет, да и все герои спектакля, вступающие с ними в контакт, вектор внимания смещается. Теперь «парадом командует» Остап Бендер и Киса Воробьянинов, а из героев романа они предстают в живых людей, отражающих своё время.
На сцене разворачивается настоящая большая авантюра, цель которой найти спрятанные в одном из двенадцати стульев бриллианты. Остап в исполнении Рябова - игрок по натуре, и получение бриллиантов для него – очередная победа, он хитёр, умён, и как полагается герою-любовнику обладает очень нужной чертой – очаровывать. Кисе бриллианты необходимы, чтобы выжить, и для их получения он идёт на всё. Воробьянинов Кирпичёва цепляется за жизнь с сильнейшим желанием удержаться. Александру Кирпичёву удаётся совместить в Кисе и мошенника-авантюриста, и убийцу, и персонажа из романа Достоевского. Углубленный психологизм роли на стыке с ненавязчивой комедийностью создают персонажа объёмного. Поэтому, когда в финале Киса, понимающий, что никаких бриллиантов нет, сокрушённо падает на стул, опуская голову, мы наблюдаем крах человека, личности и падение житейское в том числе, потому что жить не на что, а богатство так и осталось далёким недостигнутым миражом. Авантюра не удалась, Воробьянинов просчитался, поставив на бриллианты всё.
Игорь Коняев поставил в центр спектакля двух авантюристов. Нового, нарождающегося – Остапа Бендера и покидающего сцену жизни – Кису Воробьянинова, время которого стремительно уходит. Роман без героя. Здесь нельзя сказать, кто из двух мошенников лучше или хуже, мораль отходит на второй или даже третий план. Их показывают в живой ретроспективе времени, от того и они типы людей, вышедшие на сцену, такие какими от них быть требовала жизнь или скорее выживание. Примечательно, что любовная линия здесь тоже отсутствует. Никто никого не любит, а браки заключаются лишь с целью выгодного союза, одним словом – сделка.
На смену одному авантюристу приходит другой. Такой ход времени неизбежен и бесконечен. Усиливает значение этой мысли декорация спектакля, созданная художником Еленой Сафоновой. Движется практически без остановки круг – как сама жизнь, сменяемость Остапов и Кис. Открывается красный бархатный занавес в центре, и загораются огоньки как на сцене скорее концертного клуба. Зрителю сразу задают ощущение большой игры, чего-то искусственного, не совсем настоящего. От того все актёры играют с долей гиперболизированности, словно нарочито подчёркивая, что за игрой проходит жизнь, в которой все друг с другом лишь играют. Только возникает вопрос, где же тогда настоящее? Есть ли оно?
В финале настоящее воплощено в стороже клуба железнодорожников – Андрей Щелкунов. Именно он нашёл бриллианты, неся службу, но себе не забрал в силу склада характера, какой-то чести и человечности. Самое важное, что сторож Щелкунова даже не подумал забрать их себе, поступил по чести и совести. Игорь Коняев показывает – есть авантюристы Остапы и Кисы, а есть обычный сторож в клубе железнодорожников, за которым какая-то живая правда, искренняя человеческая сущность. Появление такого персонажа оставляет надежду на человека, лишает ощущения полного краха и беспросветности.
А недостижимые Кисой и Остапом бриллианты ушли на постройку театра. Спектакль заканчивается выходом всех задействованных актёров, об ансамблевости и слаженности игры которых нельзя не упомянуть. Все они выходят в шортах и майках с надписью СССР, и что самое важное с флагом Костромского театра. Эта сцена, данная с явной иронией, тонко завершает спектакль, ставя точку действа. Однако для зрителей это многоточие, над которым ещё предстоит задуматься после. Комедия обернулась трагикомедией.
Пунктуация и орфография автора сохранены.